Рождественский пост: 28 ноября стартовало важнейшее событие для православных христиан
Православные христиане начинают готовиться к Светлому Рождеству Христову заранее: за 40 дней до его наступления. Рождественский пост — прекрасное время для того, чтобы очиститься духовно и подумать о своей жизни, своих поступках.
В то время, пока многие ждут наступления Нового года, православные христиане готовятся к празднику, куда более важному для них, — Рождеству Христову. Когда столы ломятся от угощений, по телевизору одна за другой идут развлекательные передачи, порой бывает сложно устоять и соблюсти пост по всем правилам. Но если все-таки терпения и смирения у вас будет в достатке, то праздник Рождества вы встретите с особым чувством удовлетворения.
СОДЕРЖАНИЕ
- Рождественский пост 2018-2019 меню на каждый день, календарь питания
- Рождественский пост 2018-2019 меню на каждый день: что можно и нельзя делать
- Когда начали праздновать Рождество Христово?
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ 2018-2019 МЕНЮ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ, КАЛЕНДАРЬ ПИТАНИЯ
Во время поста следует полностью исключить из своего рациона мясо, яйца и молочные продукты. Остальные, в зависимости от периода, употреблять можно.
С 28 ноября 2018 по 19 декабря 2018
- понедельник – горячая растительная пища без растительного масла;
- вторник, четверг, суббота, воскресенье – горячая растительная пища с растительным маслом, рыба;
- среда, пятница – сухоядение.
- 4 декабря: в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы можно позволить себе красное вино в небольшом количестве.
С 20 декабря 2018 по 1 января 2019
- Понедельник – горячая растительная пища без растительного масла;
- вторник, четверг – горячая растительная пища с растительным маслом; среда,
- пятница – сухоядение;
- суббота, воскресенье – горячая растительная пища с растительным маслом, рыба.
- 1 января: во вторник, после наступления светского праздника — Нового года, — можно позволить себе немного вина.
С 2 января 2018 по 5 января 2019
- Понедельник, среда, пятница – сухоядение;
- вторник, четверг – горячая растительная пища без растительного масла;
- суббота, воскресенье – горячая растительная пища с растительным маслом.
6 января 2019 — Рождественский Сочельник
6 января: в Сочельник следует соблюдать особенно строгий пост. Есть можно только после вечерни сочиво — сладкую кашу, как правило, из рисовой или пшеничной муки.
Как праздновать новый год во время поста?
Когда остальные празднуют, многие православные предпочитают не отмечать Новый год. Но большинство все же не может остаться в стороне от торжества, ведь его отмечают наши близкие, родные люди. Полностью отказывать себе в радостях не стоит, да и зачем? Ведь Новый год по сути своей праздник, который объединяет за одним столом семьи и друзей.
Да, нужно иметь в виду, что на календаре пост, а это значит, в любых увеселениях стоит себя ограничить. Например, вместо развлекательных передач побеседовать с близкими, вспомнить уходящий год и загадать желания на следующий. Стол накрыть в соответствии с предписаниями поста, позволив, в свою очередь, не постящимся родным есть скоромную пищу. Новогодние каникулы также можно провести с семьей: прогулки, теплые вечера — все этого церковь не только не запрещает, а, наоборот, поощряет.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ 2018-2019 МЕНЮ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: ЧТО МОЖНО И НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – “все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. – Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов”.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.
Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим”.
Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: “Не хотят поститься добровольно – будут поститься недобровольно…”.
Что дает нам Рождественский пост?
Прежде всего, пост — это воздержание, ограничение себя, своих желаний. По сути, на время поста мы отсекаем все лишнее для того, чтобы обратить внимание на нечто более важное, оставить время для общения с Богом. Иоанн Златоуст говорил: «Истинный пост есть удаление от зла, обуздание от языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Это время, когда особенно ценны добрые дела, совершаемые по отношению к другим людям, терпеливость и доброта к близким. Пусть в этот период ваше сердце будет открыто.
КОГДА НАЧАЛИ ПРАЗДНОВАТЬ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО?
Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: “Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца” (desembri). Там же сказано: “День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру”.
Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.
В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.
Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.
С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.
Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.
В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.