Для допуска к ЕГЭ российским одиннадцатиклассникам нужно написать итоговое сочинение. Оно пишется в начале декабря, и для того, чтобы получить допуск до экзаменов, фактически достаточно написать сочинение на оценку “3” — оценивается оно по зачетной системе, так что ничего экстраординарного от выпускников не требуется.
В данный момент ученики одиннадцатых классов активно готовятся к итоговому сочинению, и их, разумеется, интересуют конкретные темы. Известны ли темы итогового сочинения в 2018-2019 учебном году, что нужно знать о процедуре написания декабрьского сочинения.
1 сентября, непосредственно в первый день нового учебного года, ФИПИ объявил направления тем для итогового сочинения, которое состоится 5 декабря. По традиции это пять различных направлений:
- Доброта и жестокость.
- Искусство и ремесло.
- Месть и великодушие.
- Мечта и реальность.
- Отцы и дети.
Как можно заметить, в каждом из направлений предлагается рассмотреть определенный конфликт между двумя понятиями, которые, с одной стороны, полностью противоположны, с другой — не могут существовать друг без друга.
Конкретные темы итогового сочинения будут более узкими, нежели обнародованные направления.
Например, в прошлом году одним из направлений тем была “Верность и измена”, а конкретными темами по данному направлению в разных регионах стали такие, как “Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?”, “Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?”, “Что значит быть верным долгу?” и т.д.
Найти конкретные темы итогового сочинения на 2018-2019 учебный год в интернете не получится. Максимум, что можно обнаружить — это приблизительные темы, которые сформулированы на основе объявленных направлений. Ничего общего с реальностью эти приблизительные темы не имеют, на итоговом сочинении они будут другими.
Во время итогового сочинения используются те же принципы, что и на экзаменах ЕГЭ. Конкретные задания становятся известны непосредственно перед началом работы. Так, темы итогового сочинения 5 декабря объявят только за 15 минут до начала написания. Даже сами педагоги и члены комиссий знать эти темы не будут.
Для различных регионов страны, в зависимости от часового пояса, также будут сформулированы разные темы для каждого из пяти направлений.
Всего, таким образом, будет 11 наборов тем. Изначально их еще больше, и распределяются темы между разными регионами случайным образом.
Первая и основная попытка написать итоговое сочинение будет у одиннадцатиклассников 5 декабря 2018 года. Время начала сочинения — 10:00, темы будут объявлены в 9:45 местного времени.
Всего на написание сочинения будет дано 3 часа 55 минут. За это время школьникам нужно будет составить сравнительно небольшой текст — около 350 слов. Установленный минимум — 250 слов, если текст будет короче, его даже не станут проверять.
При оценке комиссия будет опираться на пять критериев:
- насколько сочинение соответствует теме (пускаться в слишком общие рассуждения нельзя, нужно придерживаться заданной темы),
- насколько хорошо аргументируется мысль автора сочинения и как активно он привлекает литературный материал (обязательно нужно опираться на литературные произведения и делать это убедительно),
- композиция (текст должен быть выстроен по всем ее правилам),
- качество речи (сочинение не должно быть косноязычным),
- грамотность (текст не должен содержать огромного количества ошибок).
При условии, что сочинение оценивается по системе зачет/незачет, справиться с ним обязан любой, кто претендует на получение высшего образования.
Если же сдать сочинение 5 декабря не получится (ученик получит незачет или по уважительной причине вообще не сможет явиться для написания текста), у одиннадцатиклассников будут еще две попытки: в феврале и мае.
Список тем:
- Отцы и дети.
- Мечта и реальность.
- Месть и великодушие.
- Искусство и ремесло.
- Доброта и жестокость.
Рассмотрим каждую тему детальнее.
❗ Первое направление – «Отцы и дети» связано в первую очередь с вечной проблемой человеческого бытия, а именно, с неизбежностью смены поколений, с проблемами взаимоотношения «отцов» и «детей».
❗ Второе направление – «Мечта и реальность» обращено к осмыслению различных взглядов о мире и смысле жизни, на рассуждения о порождении реальностью мечты и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
❗ Третье направление – «Месть и великодушие» стремится раскрыть разные проявления человеческой натуры, его «эго». Понятия «месть» и «великодушие» нацеливают на раздумья о понятиях «добра» и «зла», «милосердии» и «жестокости», «миролюбии» и «агрессии».
❗ Четвертое направление – «Искусство и ремесло» побуждает учеников поразмыслить о роли произведений искусства в жизни и развитии человечества. Об оценке таланта их создателей, и, что особенно важно, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
❗ Пятое, заключительное, направление – «Доброта и жестокость» стремится раскрыть тему нравственных основ отношения к человеку и всему живому. Данное направление нацеливает выпускников путем размышлений выяснить, где находится грань между гуманностью и анти гуманностью.
Конкретные темы итогового сочинения разрабатываются Рособрнадзором для каждого часового пояса отдельно. Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт».
Важно! В случае получения выпускником неудовлетворительного результата ему предоставляется возможность пересдачи.Для того, чтобы хорошо подготовиться к итоговому сочинению, выпускникам необходимо системно тренироваться над написанием сочинений. Несмотря на то, что конкретные темы итогового сочинения еще неизвестны мы предлагаем вам список возможных тем итогового сочинения. Они не слишком сильно будут отличаться от тех, которые будут на реальном экзамене.
Итак, возможные темы итогового сочинения 2018/2019 по каждому направлению:
Мечта и реальность
1. Что такое мечта?
2. Почему между мечтой и реальность пролегает пропасть?
3. Что общего между мечтой и реальностью?
4. Чем отличается желание от мечты?
5. Чем отличается мечта от цели?
6. Почему люди предают мечту?
7. Нужно ли быть верным своей мечте?
8. Почему люди убегают от реальности?
9. Что такое «бегство от реальности»?
10. Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?
11. Все ли мечты должны сбываться?
Доброта и жестокость
1. Что такое доброта?
2. Что такое жестокость?
3. Почему люди бывают жестоки друг к другу?
4. Чем доброта отличается от милосердия?
5. Почему человек должен быть добрым?
6. Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?
7. Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим?
8. Кого можно назвать добрым человеком?
9. Кого можно назвать жестоким человеком?
10. Уместна ли жестокость на войне?
11. Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
Отцы и дети
1. В чем заключается конфликт между поколениями?
2. Почему разные поколения не понимают друг друга?
3. Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
4. Почему конфликт отцов и детей вечен?
5, по информации на 11:30:27. Почему отцы всегда поучают детей?
6. Почему нужно уважать старших?
7. К чему ведет конфликт отцов и детей?
8. Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
9. Что такое преемственность поколений?
10. Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
11. Как помирить отцов и детей?
Месть и великодушие
1. Что такое месть?
2. Что такое великодушие?
3. Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?
4. Что такое «кровная месть»?
5. Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?
6. Можно ли отомстить врагу?
7. Можно ли оправдать месть?
8. Чем великодушие отличается от благородства?
9. Чем великодушие отличается от доброты?
10. Как убедить человека отказаться от мести?
11. Как научить подрастающее поколение великодушию?
Искусство и ремесло
1. Что такое настоящее искусство?
2. Как отличить настоящее искусство от ремесла?
3. Чем отличается истинное искусство от фальшивого?
4. Кого можно назвать истинным творцом?
5. Почему люди путают искусство и ремесло?
6. Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
7. Что такое талант?
8. (109.237.110.167). Почему искусство называют вечным?
9. Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?
10. Можно ли научиться искусству?
11. Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?
Источник