Итоговое сочинение 2018/2019: направления, фипи, список литературы

 

Итоговое сочинение 2018/2019: направления, фипи, список литературы

Итоговое сочинение напишут около 650 тыс. российских школьников

5 декабря 665 тысяч одиннадцатиклассников в России напишут итоговое сочинение, которое является процедурой допуска к ЕГЭ.

Об этом сообщил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев, выступая на пресс-конференции «Проведение государственной итоговой аттестации школьников в 2019 году», которая состоялась в понедельник в МИА «Россия сегодня». По его словам, работа должна быть написана самостоятельно, без списывания чужого текста. Минимальное количество слов ‒ 350.

Для допуска к экзаменам, достаточно написать сочинение 3 балла. Итоговое сочинение проводится в первую рабочую среду декабря, февраля и мая. В этом учебном году это такие даты: 05.12.2018; 06.02.2019; 08.05.2019. Первая попытка написать итоговое сочинение будет у школьников 5 декабря 2018 года. Время начала сочинения — 10:00, темы будут объявлены в 9:45.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Итоговое сочинение 2018-2019 направления фипи список литературы
  • 1. Отцы и дети
  • 2. Мечта и реальность
  • 3. Месть и великодушие
  • 4. Искусство и ремесло
  • 5. Доброта и жестокость
  • Общая информация
  • Список литературы для итогового сочинения 2018-2019
    • Изложение вправе писать следующие категории лиц:
  • Как писать работу на экзамене?
  • Основные критерии оценивания сочинения

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2018-2019 НАПРАВЛЕНИЯ ФИПИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год.

Наступил период, когда ученики одиннадцатых классов начинают активную подготовку к итоговому сочинению, и, конечно же, их интересуют конкретные темы. Федеральный институт педагогических измерений обнародовал темы сочинения:

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. ОТЦЫ И ДЕТИ

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

  • Список приблизительных тем
  • Список литературы
  • Цитаты для итогового сочинения
  • Аргументы

2. МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

  • Список приблизительных тем
  • Список литературы
  • Цитаты для итогового сочинения
  • Аргументы

3. МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

  • Список приблизительных тем
  • Список литературы
  • Цитаты для итогового сочинения
  • Аргументы

4. ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

  • Список приблизительных тем
  • Список литературы
  • Цитаты для итогового сочинения
  • Аргументы

5. ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

  • Список приблизительных тем
  • Список литературы
  • Цитаты для итогового сочинения
  • Аргументы

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2018-2019

НаправлениеСписок литературы
«Отцы и дети»1. «Гроза», А.Н. Островский
2. «Война и мир», Л.Н. Толстой
3. «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский
4. «Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка», М.А. Шолохов
5. «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С. Пушкин
6, по информации на 20:14:49. «Тёмные аллеи», И.А. Бунин
7. (85.26.186.193). «Обломов», И.А. Гончаров
8. «Уроки французского», «Последний срок», В.Г. Распутин
9. «Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин
10. «Вишневый сад», А.П. Чехов
11. «В дурном обществе», В.Г. Короленко
12. «Детство», А.М. Горький
13. «Расплата», В. Тендряков
14. «Завтра была война», Б. Васильев
15. «Безумная Евдокия», «Шаги», А. Алексин
16. «Ночь исцеления», «Пара осенней обуви», Б. Екимов
17. «Горе от ума», А.С. Грибоедов
18. «Отцы и дети», И.С. Тургенев
«Мечта и реальность»1. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
2. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
3. Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
4. А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
5. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
6. И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
7. М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
8. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
9. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
10. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».
11. А.Н. Островский, «Гроза»;
12. И.А. Гончаров, «Обломов»;
13. М.Ю. Лермонтов , «Мцыри»;
14. Н.В. Гоголь, «Шинель».
«Месть и великодушие»1. В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
2. Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
3. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
4. Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
5. В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
6. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
7. М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
8. В.М. Гаршин, «Трус»;
9. А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
10. Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».
11. В.Л. Кондратьев «Сашка».
«Искусство и ремесло»1. М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
2. А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
3. Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
4. М. Горький: «На дне»;
5. А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
6. Л. Н. Толстой: «Война и мир»;
7. А. Куприн: «Гранатовый браслет».
8. М.Е. Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил»;
9. Н.С. Лесков «Левша».
«Доброта и жестокость»1. Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
2. Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
3. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
4. М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
5. В.П. Астафьев, «Людочка»;
6. А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
7. А.П. Чехов, «Крыжовник»;
8. В.М. Шукшин, «Чудик»;
9. К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
10. Т. Кенэлли, «Список Шиндлера».
11. М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне».

ИЗЛОЖЕНИЕ ВПРАВЕ ПИСАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ:

  1. обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  2. обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  3. обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут. 

  • Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
  • Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
  • Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
  • Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
  • Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Всё об итоговом сочинении (изложении) 2018-2019.

КАК ПИСАТЬ РАБОТУ НА ЭКЗАМЕНЕ?

Если вы уже зашли в аудиторию, сели на место и прослушали инструктаж, руководствуйтесь такими советами:

  1. Прочтите все предложенные темы и подумайте, какая из них вам ближе, особенно с точки зрения аргументации.
  2. Придумайте и набросайте на черновике небольшой план. Заранее выберите тезисы, которые вы будете раскрывать в своей работе.
  3. Набросайте на черновике аргументы, постаравшись подкрепить свое мнение словами классиков или образами литературных героев.
  4. Сформулируйте вступительную и заключительную части. Затем подведите к основной части, написав, что эта тема актуальна и сейчас, ведь многие авторы раскрывали ее в своих произведениях и задумывались над ней (примерно 30 слов). В заключительной части напишите словосочетание, которое свидетельствует, что вы приступили к выводам: «таким образом…», «в итоге хочется сказать…», после чего еще раз выскажите свою главную мысль (примерно 70 слов).
  5. Переходите к основной части работы (слов на 250). Приводите аргументы, вспоминайте примеры, оценивайте их, подводите итоги и развивайте мысль. Готовый черновик нужно перечитать, чтобы исправить ошибки и пересчитать количество слов.
  6. Теперь можно переписать работу на чистовик.

Итоговое сочинение 2018/2019: направления, фипи, список литературы

Для оценивания работы будут применены 13 критериев. Два из них по принципу зачет/незачет, остальные выражены в баллах. Для общего зачета за сочинение необходимо получить минимум 7 положительных критериев, включая оба пункта без баллов. Всего баллов 20, причем для зачета не обязательно набирать максимум.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Зная точные критерии оценивания итогового сочинения в 2018-2019 учебном году, будет несложно подготовиться к его написанию. Стоит заострить внимание нерадивых учеников на том, что просто «отписаться» не получится. Сочинение будет обязательно оценено на соответствие выбранной теме. Также будет довольно сложно списать, даже при отточенном умении незаметно изучать шпаргалки. Это связано с тем, что если проверяющие заподозрят в сочинении наличие списанного текста, то они имеют право проверить его в системе антиплагиат. Если половина текста будет отмечена неуникальной, то сочинение считается невыполненным.

Распределяются они так:

  • соответствие выбранной теме — от 0 до 2 баллов.
  • пунктуационные нормы — 1 ош./3 балла, 2-3/2 б., 4-5/1 б.
  • ошибки речи — отсутствуют или 1-2 ош./2 балла, 3-4/1 б.
  • соблюдение грамматических норм — 1 ош./ 2 балла, 2-3/1 б.
  • отсутствие орфографических ошибок — 1 ош./3 балла, 2-3/2 б., 4-5/1 б.
  • актуальность аргументации — до 2 баллов при использовании доказательств из литературы и жизни.
  • точность используемых фактов — литературная и другая достоверность аргументов и данных даст 1 балл.
  • оригинальность изложения — нестандартные выводы и необычная, но правильная аргументация могут дать 1 балл.
  • общая грамотность работы — малое количество любых ошибок по формуле 100 слов/4-5 ошибок принесет 2 балла.
  • качество речевого оформления — использование терминологии, логичность построения предложений даст 2 балла.
  • логика изложения и стиль построения сочинения — корректность и последовательность повествования принесет 2 балла.

Итоговое сочинение 2018/2019: направления, фипи, список литературы

Первыми в момент оценки проверяются другие критерии — объем сочинения и самостоятельность его написания. Если объем менее 250 слов, то далее сочинение не проверяется, если антиплагиат показал большой процент чужого текста, то работа снимается. Поэтому только при обоих зачетах по этим пунктам сочинение проходит дальнейшую проверку.

 

 

 

Teneta NEWS