Какой церковный праздник сегодня, 18 ноября, чтят православные христиане»

 

Какой церковный праздник сегодня, 18 ноября, чтят православные христиане"

18 ноября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 18 ноября

Мучеников Галактиона и Епистимии

Церковь празднует память супругов Галактиона и Епистимии родом из города Эмеса. Пострадали за веру в Христа во времена правления императора Деция и наместника Секунда.

Какой церковный праздник сегодня, 18 ноября, чтят православные христиане"

Эти святые мученики жили в городе Эмесе около 250 года, во времена правления императора Деция и наместника Секунда. Родители Галактиона, по имени Клитофон и Левкиппа, были бездетны. И хотя они приносили усердные жертвы и молитвы идолам, детей у них не было.

В это время в городе жил инок Онуфрий. Он просил подаяние на улице, но не для собственного пропитания, а чтобы раздавать его бедным, при этом он проповедовал им слово Божие. Как-то он постучался в двери дома Левкиппы. Увидев ее печальное лицо, он спросил о причине горя. Женщина рассказала, что не может иметь детей. Тогда Онуфрий объяснил, что так происходит по мудрому действию Промысла, ибо Бог не допускает, чтобы ее потомство поклонялось идолам. Он посвятил Левкиппу в тайны вероучения и окрестил.

Спустя некоторое время Левкиппа произвела на свет мальчика и обратила супруга в истинную веру, что омыло их от нечестивости. В святом крещении ребенок был наречен Галактионом.

Через некоторое время Левкиппа отошла ко Господу. Когда же Галактион достиг двадцати четырех лет, его отец решил сочетать сына браком с языческой девушкой Епистимией. Галактион повиновался воле родителя, но не прикасался к супруге, не желая осквернять свое крещение союзом с язычницей. Епистимия хотела знать, почему он так поступает, и Галактион рассказал ей о христианстве. Епистимия уверовала, отреклась от многобожия и была крещена самим Галактионом.

Через неделю после крещения во сне ей было видение, из которого она поняла, что тем, кто хранит целомудрие и целиком посвящает себя служению Господу, обещана слава небесная. Она рассказала об этом Галактиону, после чего супруги приняли решение хранить целомудрие до конца дней.

Они раздали свое имущество бедным, чтобы обрести нескончаемое богатство на небесах, и отправились в Синайскую пустыню. Придя в место, называемое Пуплион, они встретили двенадцать монахов, которые приняли к себе Галактиона, а Епистимию отправили подвизаться в недалекую пустынь к четырем инокиням-постницам. Галактион соблюдал строгий пост, посвящая ночи молитвенным бдениям и избегая всяческой суеты. Так вскоре он достиг высот добродетели.

Через шесть лет по бесовскому наущению тиран начал жестокие гонения на христиан, укрывавшихся в пустынях. Когда отряд воинов подошел к тому месту, где подвизался Галактион, Епистимии было видение о том, что мученикам уготовано Царство Небесное и что она призвана разделить мученическую участь с Галактионом. Настоятельница благословила ее отправиться к Галактиону и пострадать за Христа с тем, кто был ее наставником в вере и спутником на тернистом пути.

Вместе они предстали перед правителем Урсом. Презирая угрозы, святые бесстрашно исповедали веру в истинного Господа и Спасителя и были подвергнуты страшным мучениям. Палачи жестоко их избили, потом вывели обнаженную Епистимию на осмеяние толпе, затем под ногти им загнали заостренные стебли камыша, отрубили ступни и кисти рук. После этого целомудренные супруги были обезглавлены.

Так, отказавшись в тленной жизни объединиться плотью, они навечно соединились в Господе.

День Ионы

Святителя Ионы, архиепископа Новгородского.

Церковь чествует архиепископа Новгорода Иону (мирское имя – Иоанн). Святой основал храм в честь Преподобного Сергия Радонежского в 1463 году, содействовал устройству Соловецкого монастыря.

Какой церковный праздник сегодня, 18 ноября, чтят православные христиане"

Сегодня день памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского. К сожалению, не многие из нас знают жизнеописание этого подвижника, который жил 500 лет назад. Как, впрочем, и жития многих святых, день за днем празднуемых по церковному календарю.

Но это совсем не значит, что эти святые не влияют на нашу жизнь. Иногда их особое, решительное воздействие, даже вторжение в нашу судьбу, заставляет нас духовно остановиться перед этими святыми незнакомцами и со страхом и благоговением созерцать непостижимые для нас проявления Божественного Промысла. Созерцать и в очередной раз убеждаться, насколько долготерпеливо, прощая все наши грехи, Господь созидает из нас бессмертные существа, храмы Духа Святого в жизнь вечную, как сказано в сегодняшнем апостоле, созидает из нас детей Божиих.

Бывают странные в судьбе человека, но, несомненно, учиненные Богом дни, в которые из года в год происходят значительные, поразительные события. Такие вещи всегда личные и, наверное, каждый может рассказать нечто подобное из своей жизни.

Сегодня, 18 ноября, для меня особый день.

18 ноября 1988 года неожиданно скончался один из насельников Псково-Печерского монастыря, мой самый тогда близкий друг – иеромонах Рафаил (Огородников). Это был человек удивительно искренней и чистой души. Иеромонах Рафаил был духовным сыном отца Иоанна (Крестьянкина) и в 70-80-е годы сам очень многих привел ко Христу. В этот день в 1988 году он попал в автомобильную катастрофу. Под городом Новгородом, как раз в уделе святителя Ионы Новгородского, закончилось его недолгое, но прекрасное земное служение.

В 1992 году в этот же день – 18 ноября – произошло одно, казалось бы, трагическое событие, но благодаря которому были обретены святые мощи патриарха Московского Тихона. В Донском монастыре, который тогда первый год как возрождался после открытия, злоумышленники бросили бомбу с зажигательной смесью в окно малого Донского собора – прямо к могиле свт. Тихона.

Огромная скорбь, в которую были повергнуты все насельники и прихожане Донского монастыря, через несколько месяцев превратилась в радость, потому что именно благодаря пожару, случившемуся в тот день, начались раскопки в малом Донском соборе, и были явлены мощи свт. Тихона, патриарха Московского и всея России чудотворца, в сохранность которых не верили даже многие оставшиеся к тому времени в живых современники святителя.

Замечу, что в этот же день, 18 ноября 1918 года, на Поместном Соборе на святителя Тихона пал патриарший жребий.

Еще одно событие произошло именно в этот день.

18 ноября 1993 года, тоже неожиданно, умерла одна из известных в православной Москве благотворительниц и тайная подвижница Валентина Павловна Коновалова. В годы советской власти – в 1960-е, 1970-е, 1980-е – когда не просто было являть свою христианскую веру, она была настоящей исповедницей.

Валентина Павловна занимала тогда очень высокий пост – была директором продуктовой базы. Можно представить, насколько важный это был тогда человек. Она была хозяйка своего слова и дела, внешне очень грозная. Идеальная дисциплина царила в ее владениях. Весь ее кабинет был завешен иконами. Какое бы милицейское или иное начальство ни приходило к ней, она никогда иконы не снимала, всегда совершенно открыто молилась. Несмотря на свой жесткий, купеческий характер, она была удивительно доброй, благотворила очень многим – нищим, больным, убогим.

Жила она очень скромно для своего положения – в обыкновенной хрущевской пятиэтажке на окраине. В этой жизни она ничего не боялась, пережила многие испытания – потерю мужа и единственного сына, но сохранила твердую веру. С трогательным, благоговейный страхом относилась на земле лишь к одному человеку — своему духовнику отцу Иоанну (Крестьянкину), которому свято верила и была у него в послушании всю свою жизнь.

Но только однажды она преступила это послушание. У нее была катаракта, и она спросила у отца Иоанна благословение лечь на операцию. И вдруг отец Иоанн через меня – я как раз был в Печорах – передает письмо: «Ни в коем случае не ложитесь на операцию. Вы умрете». Все были просто поражены, потому что от таких операций не умирают. Все это было очень необычно. Но отец Иоанн был чрезвычайно настойчив: «Ни в коем случае не ложитесь на операцию». Я был убежден, что она послушает отца Иоанна, хотя мы не могли понять, почему он так твердо настаивает на своем.

Но, к сожалению, произошло по-другому. Приехали какие-то монахи и сказали: «Да, ничего, мы помолимся, Господь тебя благословит, делай операцию, отец Иоанн просто старенький и уже ничего не понимает». Попросили благословения у каких-то очень авторитетных духовников, ей надавали таких благословений множество, она пришла в больницу, легла на операционный стол, и во время операции у нее случился инсульт, она попала в реанимацию. Узнав об этом, я был просто потрясен, с одной стороны, исполнением слов отца Иоанна, и, с другой несчастьем, которое произошло, потому что все любили Валентину Павловну. Связались с отцом Иоанном, он сказал: «Ну что же вы делаете, дорогие, я же не зря говорю, беру на себя такую ответственность». Он сказал нам, что надо делать дальше. Мы дежурили у телефона, и когда Валентина Павловна пришла в сознание, поехали в больницу и успели ее причастить. Хотя она не могла говорить, исповедаться, но горько заплакала перед причастием, понимая свой грех, что впервые в жизни ослушалась своего духовного отца. Она причастилась и мирно отошла ко Господу.

«Глубиною мудрости человеколюбно вся строя и полезная всем подавая, Едине Содетелю упокой души усопших раб Твоих», — поет Святая Церковь, провожая в последний путь православного христианина. «Глубиною мудрости человеколюбно вся строя и полезная всем подавая»… Всех нас ведет по жизни Промысл Божий, возводя каждую неповторимую человеческую душу к вечности, непостижимыми для нас путями.

Совершается злодеяние – поджог храма, но оно ведет к еще большей славе Божией – обретаются святые мощи великого патриарха Тихона.

Искренне верующий, хотя порой упрямый и даже непослушный человек, перед смертью сподобляется Святых Христовых Таин и, полностью очистившись от грехов, возводится в Царствие Небесное, потому что мы знаем, человек, причастившийся в день смерти, по преданию Церкви, безболезненно проходит все мытарства. Господь и любовь Его больше нашего упрямства, непонимания и непослушания.

Человек всю жизнь пытается бороться со страстями, пытается искренне служить Богу, казалось бы, неожиданно прерывается его жизнь – я говорю об отце Рафаиле – но светлая его память и искренняя его любовь ко многим и многим людям служит залогом молитв о нем в Церкви. Вспоминаю, как отец Рафаил говорил:

«Только бы умереть в Церкви. Тогда даже самому грешному человеку есть надежда светлой, непрекращающейся, единственно необходимой для человека, единственно чаемой жизни с Богом».

Вот эти истории вспомнились мне сегодня, в этот очень памятный для меня день святителя Ионы Новгородского. Кто-то может сказать, что все это совпадения, но я не дерзну назвать эти события случайными. И каждый из нас, со вниманием и страхом Божиим, взирая на свой жизненный путь и на особые на этом пути вехи, подобные тем, о которых вы слышали, может только возблагодарить Господа за неисповедимые, непостижимые для нас пути, которыми Он ведет каждого человека ко спасению.

Святителя Тихона (Белавина), патриарха Московского и всея России

Церковь чтит память святого Тихона (1865-1925 гг.). Имя при рождении – Василий Иванович Белавин. С 1917 по 1925 гг. – Патриарх Московский и всея России. К лику святых причислен в 1989 году.

Какой церковный праздник сегодня, 18 ноября, чтят православные христиане"

Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками.

В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время.

В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха.

В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине.

Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину — православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь.

Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители — креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.

Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру, по возвращении из Америки, святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности. С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.

Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне:

«У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

Время было такое, когда все и всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад. О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно.

«Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Как слезно плачет новый Патриарх пред Господом за свой народ, Церковь Божию:

«Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих…»

Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков». Для подъема в народе религиозного чувства по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству.

Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов.

Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий.

«Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».

В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона:

«Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»

Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря.

Источник