Какой церковный праздник сегодня 2 октября: какой православный праздник 2.10.2018, по православному календарю

Сегодня православная церковь отмечает праздник Трофим и Зосима

2 октября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.

Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Какой церковный праздник сегодня 2 октября: Трофим и Зосима

Мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта.

Считается днем памяти трех мучеников, пострадавших за веру во Христа в период правления римского императора Проба.

Житие святого мученика Трофима приходилось на третий век нашей эры в период правления римского императора Проба. Во время странствия по Антиохи Трофим и его друг Савватий стали свидетелями проводимого в городе большого языческого праздника, на котором рекой лилось вино, повсюду царил разврат и бесчинства. Видя это моральное разложение горожан, святые Трофим и Савватий стали проповедовать о скорейшем покаянии для спасения души.

Стражники схватили проповедников и повели их на расправу к градоправителю. Языческие судьи учинили показательный суд над Трофимом и Савватием. Обвиняемым было предложено добровольно, во избежание мученической смерти отречься от христианского вероучения и принести жертвы в языческое капище. Святые Трофим и Савватий мужественно отказались от подобного богохульного предложения. Судьи приговорили их к жестоким пыткам. Во время истязания святой Савватий скончался. Трофима же погнали обутого в металлические сандалии с шипами внутри в город Синнад. Пешее мучение длилось три дня. Правитель Фригии Дионисий специально прибыл в Синнад для показательных мучений над святым мучеником. Дионисий вошел в историю как один из самых изощренных и безжалостных палачей. Он подверг святого Трофима немыслимым мучениям, пытаясь добиться от последнего отречься от Христа, но все было тщетно.

Трофима бросили в темницу умирать от полученных ран и увечий, после чего отрубили ему голову. Потому 2 октября (день памяти Трофима и Зосимы) он почитается как мученик.

О житии святого мученика Зосимы известно, что жил он в четвертом веке в Киликии. Дометиан, правитель Киликии, во время охоты в пустыне узрел, как какой-то старец ходит среди диких животных и беседует с ними, подобно с людьми. Когда же охотники попытались поохотиться на тех животных, то их ждала неудача. Звери разбежались. Тогда ловцы схватили старца и привели его к правителю, полагая, что поймали колдуна.

Дометина спросил, как зовут старца. Старец ответил, что его зовут Зосима и является он христианином. Зосиму отвели в город, где над святым мучеником учинили суд. Дометиан обвинил Зосиму в колдовстве и вопрошал, как ему удается общаться с животными как с людьми и почему он пустыне, а не в городе среди людей. Зосима отвечал, что он не может жить среди нечестивых язычников, оттого и пошел жить в пустыню среди зверей. Господь же наделил его даром понимать язык зверей.

Узнав о том, что Зосима восхваляет Господа, Дометиан повелел отправить святого Зосиму в Назарет в оковах, дабы учинить над ним казнь. В Назарете святого мученика подвесили вниз головой, к шее подвязали большой камень, а палачи принялись рвать его тело металлическими когтями. 2 октября (день памяти Трофима и Зосимы) его чтят как мученика.

После истязания Дометиан вновь стал допрашивать Зосиму, обвинять его в волшебстве. Зосима же вновь отвечал, что он не волшебник и что даром понимания зверей его наделил Христос. Тогда Дометиан предложил Зосиме призвать к себе хищного зверя, а взамен обещал самолично креститься. Тогда Зосима стал молить Господа прислать к нему льва. Свершилось чудо, о котором вспоминают 2 октября (день памяти Трофима и Зосимы). В Назарет прибежал огромный лев и подошел к подвешенному Зосиме, подлез под камень, который висел на шее у мученика и тем самым облегчил его страдания. Когда палачи отвязали святого, то увидели, что тот испустил дух. Тело святого Зосимы был похоронено со всеми христианскими почестями.

Какой православный праздник  2.10.2018: Благоверных князей Феодора Ростиславича Черного, Смоленского, и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев

Святые князья — особый, весьма многочисленный чин русских святых. Их канонизировали вовсе не как олицетворение власти — русский удельный князь уж никак не царь, он, скорее, человек служилый. И не за политические заслуги — среди них есть и те, чья политика могла быть ошибочной, те кто бились с татарами, и те, кто заключали с ними союзы, есть даже полные политические неудачники, как Всеволод-Гавриил или Михаил Тверской. Церковь чтит их даже не за личную праведность — Ярославль и Муром дали ей святых князей, практически не оставивших следа в летописях и истории. Церковь не канонизирует никакой политики — ни московской, ни новгородской, ни татарской, ни объединительной, ни удельной.

Но повсюду в старых стольных городах, в склепах или притворах соборов народ на Руси благоговейно чтил гробницы древних князей, в которых видел защитников, к которым обращался в молитвах во время бесконечных войн и набегов.

Житие святого Феодора Черного рассказывает о князе, изгнанном из своего удела, который долгие годы жил в Орде, вошел в милость к ханше, женился на ханской дочери и с татарской ратью вернулся свой Ярославский удел.

Третий сын Смоленского князя Ростислава, он родился около 1237-1239 года, а в 1240 году, после смерти отца, браться при разделе наследства оставили ему лишь маленький Можайск. Там он вырос, женился на дочери Ярославского князя Василия и стал князем Ярославским. У него даже родился наследник — сын Михаил, которого, когда Федор овдовел взяла, на воспитание теща, княгиня Ксения. Самому князю было не до того — он воевал в союзе с татарами против осетин, три года прожил в Орде, подружился с ханом Менгу-Темиром и его женой, а когда вернулся в Ярославль, ярославцы его даже в город не пустили: “не прияша его во град, но рекоша ему: “Сей град княгини Ксении и есть у нас князь Михаиле”.

Пришлось вернуться в Орду, где хан не только отдал князю в жены свою дочь и тем фактически признал его себе ровней, но и по сути признал православие полноправной религией — ведь перед венчанием его дочь должна была принять крещение. Стараниями Александра Невского и митрополита Кирилла в столице Золотой Орды Сарае еще в 1261 году была учреждена епархия Русской православной церкви, и получив в приданое “39 городов”, князь Федор немало потрудился, прививая ордынцам русские обычаи, нравы и благочестие.

А когда 1290 году “пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил преставился”, князь с двумя родившимися в Орде сыновьями, Давидом и Константином, наученный горьким опытом, отправился в свой удел не только с ханским ярлыком, но и большим отрядом татар. И не ошибся — утверждать свои законные права ему пришлось силой. А вот покняжить в родном Смоленске ему так и не пришлось — в 1297 году он попытался было отбить город у захватившего его племянника, но ничего из этого не вышло.

В 1300 году князь Федор заболел, велел перенести себя в Спасо-Преображенский монастырь и принял монашеский постриг. А перед этим, исполняя волю умирающего, князя вынесли на монастырский двор, куда сошлось множество ярославцев. “И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него — всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми”. А на следующее утро умер. (Кто помнит последнее телевыступление президента Ельцина и его “Простите меня”, обращенное к народу, может представить себе, какое впечатление произвело на ярославцев это публичное предсмертное покаяние князя).

В 1463 году ярославское духовенство хотело предать земле останки князей Феодора Ростиславича и сыновей его Давида и Константина, покоившиеся неизвестно с какого времени в одной общей гробнице. Церковного почитания князьям не воздавалось, но при перезахоронении начали совершаться чудеса, о которых дали знать Ростовскому епископу, к епархии которого принадлежал Ярославль. Из Ростова был прислан протопоп для расследования, после которого в 1467 году святым князьям было установлено церковное празднование, и тогда же по поручению митрополита Московского и всея Руси Филиппа иеромонах Антоний составил их житие. Это первые ярославские святые.

В 1989 году мощи их из Ярославского музея-заповедника, где они находились все годы советской власти, были перенесены в возвращенный церкви Федоровский храм.

Праздник по православному календарю2 октября 2018: Благоверного князя Игоря (во Святом Крещении Георгия) Черниговского и Киевского

Праздник в честь великого князя Игоря – сына Олега Святославича. Похоронен в Спасо-Преображенском соборе в Чернигове. Святой благоверный князь Игорь Черниговский.

Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все – правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца – святого Мстислава Великого (+ 1132), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название «Мономашичи»). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича (+ 1115), прозванного за свою горькую судьбу «Гори-славичем». Олег Гориславич был сыном Киевского князя Святослава (+ 1076), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени – «Изборника Святослава 1073 г.» и «Изборника 1076 г.».

В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно прославились два его внука: преподобный Никола Святоша (+ 1143) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича, – святой князь-мученик Игорь Ольгович (+1147).

Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.

В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая Мономашичей:

«Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав – брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю».

Но Бог гордым противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. «Не хотим быть в наследстве», — решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.

Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву – справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели.

В «порубе» (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить» его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.

Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече год спустя, в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком.

Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.

Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: «Ох, брате, куда ты?» Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: «Не убивайте, братья». И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира». Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломали ворота и, увидев Игоря «на сенях» (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и «повергли на торгу».

Так святой мученик предал Господу дух свой, «и совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся». Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона, на окраине Киева.

В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в Спасском соборе.

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, пред которой молился мученик пред убиением, находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (празднование ей 5 июня).

Источник

Teneta NEWS